Казалось бы, опытного путешественника по Израилю удивить уже невозможно ничем. Но нет – иногда во время странствий натыкаешься на такое место, что только руками разводишь от удивления!

Группа «Космопоиск-Израиль» давно уже собиралась исследовать холм Неве-Ганда, расположенный на окраинах Реховота. Члены группы внимательно изучали карты. Никаких неожиданностей не предвиделось…

Но реальность оказалась совершенно обескураживающей.

Для начала расскажу вам, что группа предполагала найти на холме.

Название «Неве-Ганда» – древнее, арабское. Оно известно еще с 7 века новой эры, когда в Святой Земле воцарились мусульмане. Мусульмане предполагали, что на этом холме похоронен Гад, сын Якова, один из родоночальников 12-ти колен Израильских.

Слово Гад в переводе с финикийского означает «удача, счастье», но также и войско – отсюда и современное ивритское «гдуд», «батальон». Ну и также вспомним раввина Ба Гада – его фамилия означает «пришло счастье». Гадом (счастьем) назвал Яков своего 7-го сына, первенца Зилпы, служанки его жены Леи.

Мусульмане верили, что на холме похоронен Гад, сын Якова. Зажиточные мусульмане также хотели, чтобы их хоронили «под сенью пророка», и со временем на холме обосновалось небольшое кладбище «для избранных».

Откуда взялась мусульманская версия? Безусловно, когда они завоевали Святую Землю, им показали какое-то строение на холме, и сказали, что «это, дескать, могила Гада».

Кажое колено похоронило своего отца-основателя в пределах своей территории. Однако территория колена Гада – сына Якова – была совсем в другом месте!

Колено Гада обитало в Заиорданье, примерно в тех местах, где было «царство Башанское». О том, где находится могила «Гада, сына Якова», говорит еще средневековая «Сефер а-Яшар», «Книга прямая». Холм Неве-Ганда располагается примерно на границе обитания колен Дана и Иуды, и Гаду там точно делать было нечего.

Кроме того, обычно когда мусульмане вспоминают кого-то из родоночальников колен Израильских, они добавляют «ибн Якуб», «сын Якова». В данном случае холм называется просто «Неве-Ганда», а не «Неве-Ганда ибн Якуб».

Сегодня могилу Гада, сына Якова показывают в городе Сальт, принадлежащем Иордании. Она находится внутри мечети, и посетители могут поглядеть на нее через специальное окошечко.

Чью же могилу увидели мусульмане на холме Неве-Ганда?

Оказывается, в истории народа Израиля был еще один Гад. Только назывался он не пророком (нави), а «провидцем» (а-хозе). Для сравнения вспомним «Хозе ме-Люблин», «провидца из Люблина», одного из хасидских цадиков (праведников).

Итак, провидец Гад (в народе его вполне могли называть пророком) был одним из ближайших советников царя Давида. Он записывал дела царя Давида – из-за чего считается одним из авторов 1-й и 2-й «Книги Царств».

Гад организовывал служение левитов (помощников священников-коэнов) в Мишкане (переносном Храме).

А дальше начинается самое интересное. Царь Давид устроил на подконтрольных ему землях перепись населения, что было строжайше запрещено Всевышним. Господь через провидца Гада передал Давиду, что царь может выбрать одно наказание из трех: 7 лет голода, или 3 месяца бегства от врагов, или 3 дня эпидемии. Царь Давид выбрал, как ему показалось, меньшее из трех зол – 3 дня эпидемии. Но за это время в царстве Давида (оно простиралось всего-то от Дана, нынешнего района большого Тель-Авива, до Беэр-Шевы) умерло 70 000 человек!

Царь взмолился к Господу, и увидел стоящего на гумне йевусея Орны ангела, который простер руку над Иерусалимом. Гумно – место, где молотят зерно; иевусеи – коренные обитатели Иерусалима, как полагает современная наука, относившиеся к народу хеттов (то есть не семитов, а индоевропейцев). Гумно же находилось на вершине горы Мория.

«И пришел Гад к Давиду в тот день, и сказал: пойди, поставь жертвенник на гумне Орны йевусея», – говорит книга пророка Шмуэля.

То есть, проще говоря, идея поставить Храм на горе Мория (сегодня мы называем ее Храмовой горой) принадлежит провидцу Гаду.

К нему и претензии. Кстати, территория Храмовой горы принадлежит евреям – она была вкуплена царем Давидом за 50 серебряных шекелей (примерно 1 килограмм серебра, что очень дорого за небольшой каменистый участок).

Итак, выезжаем на джипе в район Неве-Ганда. Сегодня он застроен еврейским поселком, называемом Кфар-Гвироль.

По типу застройки – то, что называлось в Союзе «самострой» или «нахаловка». Самодельные хибары, маленькие, одноэтажные… Даже трудно поверить, что в таких условиях в Израиле живут евреи.

Первый сюрприз – холм Неве-Ганда довольно высок, крут и полностью огорожен. Входа туда нет.

Однако нет таких крепостей, которые не мог бы взять «Космопоиск». После тщательного осмотра забора мы нашли дыру, сделанную, судя по всему, наркоманами. Влезаем за забор… и неожиданно в самом центре Израиля оказываемся в совершенно заброшенной местности. Невозможно поверить, что за высоким забором шумит современный город Реховот. На территории холма нет ни асфальтовых дорог, ни даже сколь-нибудь сносных тропинок. А площадь его довольно велика – как минимум несколько гектаров! Из признаков жизни – только построенный кем-то курятник, и неподалеку от дыры в заборе – три потрепанных старых кресла, стоящих прямо на земле, где, очевидно, незванные гости вкушают свой кайф.

Начинаем педантично осматривать холм. Это оказывается не так-то просто – почва скользит под ботинками. Наконец находим несколько мест с кладкой из песчаника. Судя по ее состоянию, это не менее чем первое тысячелетие до новой эры.

Следов мусульманского кладбища, которому должно быть максимум тысяч лет, не видно вообще. Точнее, несколько обработанных камней мы нашли, но на них не обнаружилось ни арабских, ни каких-либо других надписей.

Наконец на холме мы обнаруживаем холмик довольно правильной пирамидальной формы, высотой метра 3, полностью покрытый землей. Судя по всему, это какой-то курган, либо под ним находится искусственное сооружение.

На этом поиски останавливаются. Необходимо копать – а проводить раскопки без разрешения Управления древностей в Израиле строжайше запрещено. Да и что можно найти? Максимум – то, что объявят «захоронением времен Первого Храма».

Хотя обработанных и совершенно изъеденных временем камней на холме Неве-Ганда – пруд пруди. Удивляет, что Управление древностей не проявляет никакого интереса к такому месту.

Неве Ганда до 1948 года имел еще одно название – Кубива (что на арабском языке означает «маленький купол»). Сегодня от этого купола, судя по всему, и следа не осталось.

Археологи утверждают, что примерно 2000 лет назад в этом районе было расположено еврейское поселении Пкиин (еще один поселок с таким же названием, расположенный в Галилее, дожил до сегодняшнего дня). В «реховотском» Пкиине проживал Иешуа бен Хананья, один из мудрецов Явне. Может, и ранее тут тоже было еврейское поселение, куда направился провидец Гад, и тут скончался? Временной промежуток между провидцем Гадом и исторически Иешуа бен Хананьей – порядка тысячи лет.

Одна из версий указывает могилу пророка Гада в Хевроне, вместе с пророком Натаном. Это вызывает некоторые вопросы. В одной могиле обычно хоронили родственников, а ТАНАХ нигде не говорит, что провидец Гади пророк Натан принадлежали к одной семье.

Наконец, чтобы потрафить мнению скептиков, могу высказать еще одну версию названия холма Неве-Ганда. В Восточном Средиземноморье поклонялись божеству удачи по имени Гад (само слово по происхождению финикийское). Может быть, на этом холме когда-то древние финикийцы заклинали удачу?

Мы продолжим исследование холма Неве-Ганда, возможно, при участии Управления древностей. Кто знает – может, найдется могила провидца, который наверняка и понятия не имел, что будет похоронен в Реховоте. Пусть и не в самом престижном его районе…

 

Александр Рыбалка

“Новости недели”

Advertisements