iehuda-1

Если вы внимательно почитаете ТАНАХ в оригинале, то неожиданно увидите, что евреев называют собственно «евреями» (иврим) крайне редко. Часто фигурирует выражение «бней-исраэль» (то есть «потомки Яакова»), и «иехудим» – иудеи.

Иудеи – потомки Иегуды, 4-го сына Яакова.

Собствено, не все евреи были «иудеями» (если говорить не в религиозном плане, а в терминах суб-этничности). У Яакова было 12 сыновей, каждый из которых стал основателем «колена» (весьма условно его можно назвать «племенем»).

При разделе Земли Обетованной каждое колено, кроме потомков Леви, получили свой надел. Среди евреев были потомки Реувена, Шимона, Биньямина… Жители севера Израиля даже основали свое, отдельное государство, которое носило название «Израиль». Однако потом пришли персидские завоеватели и угнали 10 колен, живущих к северу от Иерусалима, в рабство. Где они «пропавшие 10 колен», судя по всему, и ассимилировались.

Поэтому сегодняшние евреи являются потомками либо Иегуды, либо Леви, третьего сына Яакова. Это, как вы понимаете, коэны и левиты. Также среди евреев могут встретиться потомки колена Биньяминова (они жили возле колена Иегуды; правда, это племя было самым малочисленным), и даже колена Шимона (часть их земель «переплеталась» с землями колена Иегудина).

А где похоронены прародители колен?

Вместе с членами группы «Космопоиск» и несколькими гостями мы выехали на поиск захоронений. Предварительное исследование показало, что могилы эти известны в Израиле – однако чрезвычайно малому проценту населения.

Для начала отправились под Кфар-Саву. Там расположена могила Беньямина, самого младшего сына Яакова. Традиция говорит, что Яаков очень любил Беньямина – еще бы, младший сын, к тому же от любимой жены, Рахели!

К могиле Беньямина можно добраться по 55-му шоссе, ведущему из Кфар-Савы. Имеется даже указатель – правда, только один, к тому же самодельный. Асфальтированного подъезда к могиле нет – туда ведет короткая грунтовка. Кажется, что мы из Израиля незаметно переместились в глубинку России.

Гробница окружена древней каменной стеной, в которую встроено какое-то рассыпающееся от ветхости здание. Что там было раньше – никому не известно. Из всей информации только табличка, упрашивающая не подходить близко – дескать, камни могут упасть на голову. Охотно верю.

Вокруг самой могилы построено небольшое белое здание, внутри разделенное на две части – для мужчин и для женщин. Входа тоже два, и что-то мне подсказывает, что это современное (не более 50-60 лет) нововведение. Над входом крупная вывеска, говорящая о том, что здесь находится могила Беньямина, сына Якова.

Вывеска украшена изображением серебряного бокала. Это знаменитый «гадательный кубок» Йосефа, который он подбросил в вещмешок своему брату Биньямину, чтобы обвинить его в краже и проверить – как отнесутся остальные братья к младшенькому? Не бросят ли его, не предадут, как однажды предали Йосефа, продав его в рабство проезжим купцам? Беньямина Йосеф особенно любил – у них был не только общий отец (Яаков), но и общая мать (Рахель).

Помещение очень маленькое – примерно 4 на 6 метров. Впрочем, наплыва народу не наблюдается.

Вокруг гробницы бродят несколько бреславских хасидов, и с некоторым остервенением просят пожертвования. Хасидов можно понять  – как мне объяснили, на средства одной из бреславских группировок гробница и содержится. Во дворе есть столик и стулья, построен туалет для паломников (дощатый, системы «дачный сортир»), и даже есть отдельное помещение, типа небольшого сарая, предназначенное для учебы. Я заглянул внутри – там действительно сидели три бреславских хасида и учили Талмуд.

Напротив, по другую сторону шоссе, находится еще одна древняя гробница, называемая арабами «могила пророка Саварки». «Пророка Саварки» не знает ни еврейская, ни мусульманская история, а местные арабы лет 150 назад рассказали исследователям, что на этом месте похоронен бедуинских шейх. Что занесло шейха из Негева в центр Израиля? Когда он жил, чем прославился?.. Подъезда к могиле нет, а чтобы любопытные не сигали через 55-е шоссе, государство проявило заботу – вдоль трассы выстроило настоящий «забор безопасности». Так что «пророк Саварки» теперь рядовым паломникам недоступен.

iehuda-3

Я посмотрел несколько старых (19-го века) путеводителей по Палестине, и обнаружил, что название гробницы имеет несколько разных написаний. Одно из них скорее можно прочитать как «Серах».

«Серах» – одна из внучек Яакова (дочь Ашера). В древней еврейской традиции считалось, что благодаря благословению Яакова она жила чрезвычайно долго. Позднее легенды стали говорить, что Серах, дочь Ашера, вообще не умерла, а была взята живой на небо (она входит в число «десяти праведников, заживо попавших на небеса»). Поэтому, естественно, современная еврейская традиция ее гробницы не указывает. В знак того, что гробница «пророка Саварки» принадлежит мусульманам, местные арабы покрасили ее крышу в зеленый цвет. Традиция это появилась на наших глазах, ей нет и десяти лет. Арабы заметили, что евреи часто красят крыши гробниц в голубой цвет, и им пришло в голову – для того, чтобы застолбить захоронение, красить его в зеленый («цвет ислама»). Иногда одно и то же захоронение по несколько раз переходит из рук в руки, перекрашивается из зеленого цвета в голубой и обратно. В зависимости от цвета крыши считается, что в могиле лежит «бен Яаков», или «ибн Якуб»  (как вы сами догадываетесь, это один и тот же человек).

Из Кфар-Савы поехали на могилу Йегуды. Она, на первый взгляд, должна быть чрезвычайно широко известна – ведь вокруг этой гробницы вырос целый город, который носит название Иегуд!

Если вас занесет в этот прекрасный город – обязательно найдите там улицу Герцля, недалеко от нее – парк «ха-Баним», а в ней – могилу Иегуды.

Посреди довольно-таки ухоженного парка вас встретит настоящая руина. Вокруг могилы – покосившийся заборчик, а внутри двора – десятки разномастных стульев, преимущественно пластмассовых. Вход в гробницу закрыт, потому что владельцы ключей опасаются – в любую минуту своды здания могут рухнуть на головы посетителей. Возле могилы находилась одна женщина, которая объяснила нам, что надо бы здание отремонтировать, но денег, к сожалению, нет. Могу себе представить, какие «миллионы» нужны для того, чтобы отремонтировать одну комнату размеров примерно 25-30 квадратных метров.

Возле гробницы – небольшой брезентовый навес, под которым стоит стол, вокруг с десяток стульев, а на столе лежат книги по Каббале. Видимо, каждый вечер здесь проходит урок. Наплыва паломников отнюдь не наблюдается, но, скорее всего, к вечерней молитве народ подтянется. Во время нашего визита к могиле подошел один мужчина, взял книгу псалмов и меланхолично уселся на пластмассовый стул у закрытой двери, углубившись в чтение.

Гости, признаюсь, были в шоке. Понятно, что в Израиле сотни, если не тысячи святых мест. Понятно, что государство не имеет возможность содержать их все в надлежащем виде (хотя, кстати, это была бы неплохая приманка для туристов – не одной же Стеной Плача жив человек!). Однако Иегуда – предок почти всех современных евреев. Неужели за государственный или муниципальный счет нельзя небольшое здание оштукатурить, побелить, и сделать внутри небольшой ремонт? А вокруг вместо покосившихся столов и разномастных стульев поставить чистенькие лавочки? Думаю, средства бы моментально окупились за счет туристов. Сегодня же гиды вряд ли захотят повезти путешественников в место, где царит «мерзость запустения».

Стоящее на могиле здание, как мне рассказали, совсем новое (разумеется, по израильским меркам). Оно построено над могилой всего каких-то 300 лет назад. Правда, до этого на том же самом здании стояло строение периода римского владычества; камни и колонны из «древнеримской» гробницы использовались для постройки «новой», 300-летней. Их еще можно увидеть вмурованными в стены постройки. Кстати, любому человеку понятно, что гробница древнеримского периода строилась тоже не посреди голого поля, а заменяла собой более древнее строение.

Традиция гласит, что Иегуда умер в Египте, когда братья переехали туда, спасаясь от голода. Когда евреи вышли из Египта, каждое колено захватило с собой останки своего прародителя, чтобы затем захоронить их на Святой Земле.

Два года назад муниципальные власти Иегуда клятвенно обещали отремонтировать гробницу – тем более, что местами паломничества город не изобилует. Но, видимо, они считают, что еще лет 300 Иегуда потерпит. А там, глядишь, из развалин этой гробницы энтузиасты построят следующую.

С моей точки зрения, в Израиле происходит какая-то «инфляция» святых мест. По сравнительно небольшой земле за тысячи лет ходили (и умирали) святые трех религий. Понятно, что на могилу отдельного рядового пророка уже и внимания никто не обращает. Но, в общем, даже на этом фоне Иегуда, сын Яакова, как-то выделяется – хотя бы тем, что дал нам, иудеям, самоназвание.

Но город Иегуд построили, а того, в честь кого он назван, забыли.iehuda-5

 

Александр Рыбалка, фотографии автора

“Новости недели”

 

 

 

 

Advertisements