16702883655_ac8f428b2f

Вы никогда не задумывались над тем, что означает выражение: «Краеугольный камень висит в воздухе»?

Для начала напомню о том, что такое Краеугольный камень (его также называют «эвен а-штия», «камень основания»). Это выход скальной породы из Храмовой горы, на котором стоял Ковчег Завета. Камень окружали стены той части Иерусалимского Храма, которая носила название «Святая Святых».

У меня имеется небольшая коллекция фотографий Краеугольного камня. Видно, что скала эта довольно грубая, и носит на себе лишь минимальные следы обработки. Если смотреть на Кареугольный камень сверху, то можно заметить, что левый нижний угол скалы стесан. Видимо, там и был установлен Ковчег завета. Имеются еще некоторые сколы – мусульмане называют их «следом от копыт коня Бурака». Они считают, что именно с этого камня Мухаммад вознесся на небо, с помощью волшебного коня… При этом все-таки стоит учесть, что Пророк (мир ему!) никогда в жизни в Иерусалиме не был, а сон о посещении «отдаленнейшей мечети» (так Мухаммад называл Храм) приснился ему в Мекке, откуда до Иерусалима – месяц перехода на верблюдах, если верить хадисам…

В левом верхнем углу Краеугольного камня можно увидеть какой-то круглый вырез. Что это? Для чего он предназначен?

Однажды я увидел фотографию Краеугольного камня, сделанную ночью. Из выреза на камне струился свет! Он представлял собой круглое окно – что-то вроде иллюминатора. Куда ведет это окно?

Пришлось начать расследование. То, что я узнал, поразило меня.

Итак, Краеугольный камень внутри полый. В его «внутренностях» находится комната, которую мусульмане называют «Бир эль-Арве», что в переводе означает «Колодец душ». Собственно, «колодец» – это узкое круглое отверстие, которое ведет с поверхности Краеугольного камня внутрь пещеры. Его диаметр составляет примерно 47 сантиметров, длина (то есть толщина скалы в том месте, где пробито отверстие) – 170 см. Исламская традиция считает, что через эту «трубу» пролетят души всего человечества на Страшный Суд.

Спустимся в саму пещеру. Туда ведут 16 мраморных ступеней, построенных, как считается, еще тамплиерами. Однако можно предположить, что ступени существовали и раньше, а во времена тамплиеров только были облицованы мрамором. Точно таким же мрамором покрыт пол пещеры. Пол в довольно хорошем состоянии, поскольку доступ в пещеру крайне ограничен.

Собственно, сам «Купол над скалой» никогда мечетью не был – это павильон, ограждающий Краеугольный камень от воздействия окружающей среды. И только в последние годы Купол стал использоваться как женская мечеть. Поэтому в пещере почти постоянно дежурит арабка в черном балахоне и белом платке.

Что представляет из себя пещера? Довольно небольшую комнату неправильной кубической формы. Пол ее представляет квадрат со стороной примерно 6 метров. Потолок высечен в виде грубой, неровной арки, в самом высоком месте он достигает 2,5 метра, в самом низком – полтора метра.

«От себя» арабы добавили в помещение ковер для молитв, электрическое освещение и вентилятор. В углу комнаты стоит михраб – небольшое мраморное возвышение с нишей, направленной в сторону Мекки. Из того, что михраб расположен неровно относительно стен комнаты, можно сделать вывод, что изначально «Колодец душ» не был сориентирован на Мекку. В помещении также находятся два каменных прямоугольных возвышения, один из которых мусульмане называют «альтарем Авраама», второй – алтарем Хидра (Хидр иногда ассоциируется с Ханохом, а иногда – с пророком Элиягу).

Мусульмане считают, что на этом маленьком алтаре Авраам собирался принести в жертву своего сына Исмаэля (по еврейской традиции  в жертву предназначался Ицхак). В последнюю минуту Ицхак (или Ишмаэль, если верить мусульманам) был заменен на запутавшегося рогами в кустах барашка.

Все это явно не могло происходить в «Колодце душ». Перед нами голая каменная комната, и кусты в ней не растут.

Археологи никогда не работали в «Колодце душ». Во-первых, это место чрезвычайно «чувствительно» для мусульман, а во-вторых, копать там просто негде. Со всех сторон – только камень. Ничего, кроме камня.

Самое удивительное, что пещера, расположенная под Краеугольным камнем, не упоминается в старинных еврейских источниках – ни в Мишне, ни в Талмуде, ни у РАМБАМа, подробно описавшего порядок храмовой службы. Даже трудно представить, для чего эта комната могла бы понадобиться евреям. Святая Святых находилась наверху – туда один раз в год заходил первосвященник, кропил кровью жертвенного животного и воскуривал благовония.

Вместе с тем пещера упоминается в тамплиерских записях – они называли ее «Святая Святых», видимо, не слишком хорошо себе представляя тонкости Храмового обряда.

Немного раньше – в 10 веке новой эры – о «Колодце духов» писал персидский географ Ибн аль-Факих.

Наконец, самое раннее упоминание того, что в Краеугольном камне имеется дыра, можно найти у анонимного «Пилигрима из Бордо», который путешествовал по Святой Земле примерно в 4-м веке новой эры (ориентировочная дата – 333 год, но мне она кажется достаточно условной).

Использовалась ли пещера евреями? Позволю себе высказать предположение, что да. Известно, что в Первом Храме хранились реликвии – посох Аарона, кувшинчик с маном, ковчег с осколками первых скрижалей, полученных Моисеем, а также подарки от филистимлян. По некоторым сведениям – еще и нож из метеоритного железа, якобы принадлежавший Аврааму. Однако ни один автор не указывает, в какой части Храма могли бы находиться эти реликвии. В принципе, идеальным местом была бы пещера, расположенная под Святая Святых – в таком месте они находились в безопасности. Минус – сильно ограничен доступ посетителей к такому музею…

Когда была построена пещера, кем и зачем?

Одна из версий, которую мне довелось прочесть – это погребальная пещера, созданная еще в незапамятные времена. В пользу этого говорит отверстие в куполе – возможно, древние считали, что через это отверстие должна выходить душа…

Первый Храм поражал весь народ изяществом и тонкостью отделки (он подробно описан в ТАНАХе, в Книге Царств). «Колодец духов» же вытесан очень грубо, причем его «исходником», если так можно выразиться, послужила скорее всего небольшая пещера естественного происхождения.

Против гипотезы о погребальной пещере говорят сравнительно небольшие размеры «Колодца духов». Хотя, может быть, там хоронили только вождей (или жрецов) племени иевусеев?

Существует версия, что в «Колодце душ» имеется хорошо спрятанный подземный ход. Когда войска Навухаднесора окружили Иерусалим, именно туда отнесли Ковчег завета, после чего спрятали его в недрах Храмовой горы. Если это и так, что трудно предположить, чтобы такой подземный ход не был наден ранее во время работ, проводившихся сначала мусульманами (когда они строили Купол над Скалой), а затем тамплиерами.

Можно предположить, что Храмовая гора имеет такое важное значение для евреев, потому что на ней расположен Краеугольный камень, а сам Камень основания – потому что в недрах его запрятана пещера «Колодца душ». Что она представляет собой? Может, в ней бывал Адам? Может, в ней похоронили Малкицедека, царя Салемского (традиция говорит, что это был Шем, прародитель семитов)?

Боюсь, что прибытие даже целого полка археологов с отбойными молотками ответа нам не дадут. Можно, конечно, размолоть Краеугольный камень на мелкую щебенку, и отдать ее в лабораторию на анализ. Но что мы хотим увидеть под микроскопом? Древнюю историю? Святость? Души?

Все эти предметы лабораторному исследованию не поддаются.

Александр Рыбалка

“Новости недели”

Advertisements